Законы СССР

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ЗАКОН СССР от 30.06.1987
"О ВСЕНАРОДНОМ ОБСУЖДЕНИИ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ"


30 июня 1987 года




СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О ВСЕНАРОДНОМ ОБСУЖДЕНИИ
ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ



Дальнейшее углубление социалистической демократии, развитие самоуправления народа предполагают расширение для каждого гражданина СССР реальных возможностей осуществлять конституционное право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении проектов законов и решений общегосударственного и местного значения, а также крупных вопросов общественной жизни, выносимых на обсуждение общественными организациями в соответствии с их уставными задачами.
Настоящий Закон призван способствовать развитию участия граждан в выработке решений по важным вопросам государственной и общественной жизни на основе широкой гласности, сопоставления и учета различных мнений и предложений трудящихся.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Всенародное обсуждение наиболее важных вопросов государственной жизни

В соответствии с Конституцией СССР наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение Верховным Советом СССР либо Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 2. Обсуждение важных вопросов государственной жизни союзной республики

В союзной республике проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни союзной республики могут выноситься на народное обсуждение.
Проекты законов и другие важные вопросы выносятся на народное обсуждение Верховным Советом либо Президиумом Верховного Совета союзной республики.

Статья 3. Обсуждение важных вопросов государственной жизни автономной республики

В автономной республике проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни автономной республики могут выноситься на народное обсуждение.
Проекты законов и другие важные вопросы выносятся на народное обсуждение Верховным Советом либо Президиумом Верховного Совета автономной республики.

Статья 4. Обсуждение населением важных вопросов местного значения

Решения по важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения, проживающего на соответствующей территории, принимаются Советами народных депутатов и их исполнительными комитетами после предварительного обсуждения этих вопросов населением.
Вопросы местного значения выносятся на обсуждение населения Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами.

Статья 5. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик об обсуждении важных вопросов государственной жизни

Порядок всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной жизни определяется настоящим Законом.
Порядок народного обсуждения важных вопросов государственной жизни союзных и автономных республик, а также обсуждения населением важных вопросов местного значения определяется законами союзных и автономных республик на основе настоящего Закона.

Статья 6. Участие граждан СССР в обсуждении

Гражданам СССР обеспечивается свободное участие в обсуждении важных вопросов государственной и общественной жизни.
В обсуждении вопросов общесоюзного, республиканского и местного значения граждане СССР имеют право участвовать непосредственно, а также через общественные организации, трудовые коллективы, собрания по месту жительства, органы общественной самодеятельности, собрания военнослужащих по воинским частям, средства массовой информации.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан СССР на участие в обсуждении в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 7. Участие общественных организаций и трудовых коллективов в подготовке и проведении обсуждения

В подготовке и проведении обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни участвуют организации Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативные, женские, ветеранов войны и труда, другие общественные организации и трудовые коллективы.

Статья 8. Обеспечение проведения обсуждения

Проведение обсуждения важных вопросов общесоюзного, республиканского и местного значения обеспечивают Советы народных депутатов.

Статья 9. Гласность при проведении обсуждения

Проведение обсуждения осуществляется на основе широкой гласности. Вынесенные на обсуждение проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни публикуются в печати, обнародуются по телевидению и радио, доводятся иным способом до сведения населения.
Средства массовой информации всесторонне освещают ход обсуждения, публикуют предложения и замечания граждан, государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов, а также обзоры поступивших предложений и замечаний, информируют об итогах обсуждения.

Статья 10. Расходы, связанные с обсуждением

Расходы, связанные с обсуждением проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, а также с обсуждением населением проектов решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, производятся за счет государства.

Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства об обсуждении

Должностные лица государственных и общественных органов, допустившие нарушения настоящего Закона, а также лица, препятствующие гражданину СССР в свободном осуществлении его права участвовать в обсуждении, несут установленную законом ответственность.

II. ПОРЯДОК ВСЕНАРОДНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Статья 12. Вынесение вопросов на всенародное обсуждение

На всенародное обсуждение выносятся проекты законов и решений, затрагивающие основные направления политического, экономического и социального развития страны, осуществление конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан, а также другие наиболее важные вопросы государственной жизни, отнесенные к ведению Союза ССР.
Вынесение проектов законов, других вопросов на всенародное обсуждение производится решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР, принятым по их инициативе или по предложению союзной республики. Рекомендации о целесообразности вынесения проекта закона или другого вопроса на всенародное обсуждение могут быть высказаны постоянными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей, Советом Министров СССР, общесоюзными органами общественных организаций, другими органами и лицами, вносящими в соответствии с законом в Верховный Совет СССР или его Президиум законопроект либо иной вопрос.
Проекты законов и материалы по другим вопросам публикуются в газете "Известия Советов народных депутатов СССР", иных центральных газетах, в республиканской, а в случае необходимости - и в местной печати не позднее 10 дней после принятия решения о вынесении их на всенародное обсуждение. Они также могут быть опубликованы в специализированных периодических изданиях.
Одновременно с вынесением вопроса на всенародное обсуждение Верховный Совет СССР или его Президиум устанавливают срок и порядок организации работы по рассмотрению предложений и замечаний, поступающих в ходе всенародного обсуждения, поручают проведение этой работы соответствующим постоянным комиссиям Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР или создают для указанной цели специальную комиссию.

Статья 13. Организация обсуждения проектов законов и других вопросов. Обобщение предложений и замечаний

Союзные, республиканские и местные советские и другие государственные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций совместно с общественными организациями обеспечивают широкое обсуждение проектов законов, других вопросов, создают для этого необходимые условия.
Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на всенародное обсуждение, непосредственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президиум Верховного Совета союзной, автономной республики, исполнительный комитет местного Совета народных депутатов или другие государственные и общественные органы.
Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на всенародное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях Советов народных депутатов, заседаниях их органов, депутатских групп, на собраниях общественных организаций, трудовых коллективов, граждан по месту жительства, органами общественной самодеятельности, на собраниях военнослужащих по воинским частям, в печати, по телевидению, радио.
Предложения и замечания, поступившие в ходе всенародного обсуждения, обобщаются соответственно Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, другими государственными и общественными органами, средствами массовой информации. Для обобщения поступающих предложений и замечаний указанные органы могут образовывать комиссии и рабочие группы. Предложения и замечания в обобщенном виде направляются в Президиум Верховного Совета СССР.

Статья 14. Подведение итогов всенародного обсуждения

Поступившие в Президиум Верховного Совета СССР предложения и замечания граждан, трудовых коллективов, государственных и общественных органов по проекту закона или другому вопросу рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими постоянными комиссиями палат Верховного Совета СССР или специальной комиссией, либо органом, внесшим вопрос в Верховный Совет СССР или его Президиум. Для предварительного рассмотрения предложений и замечаний ими могут образовываться подготовительные комиссии и рабочие группы, в состав которых включаются народные депутаты, соответствующие специалисты, деятели науки и культуры, представители государственных и общественных органов, научных учреждений.
Средства массовой информации регулярно информируют население о поступающих предложениях и замечаниях и ходе их рассмотрения, организуют разъяснение положений проекта закона или другого вопроса.
Итоги всенародного обсуждения проекта закона или другого вопроса рассматриваются соответственно Верховным Советом СССР или Президиумом Верховного Совета СССР, о чем информируется население.
Предложения и замечания, не относящиеся к предмету обсуждаемого проекта закона или другого вопроса, направляются по принадлежности в соответствующие государственные и общественные органы, которые рассматривают их в установленном порядке.

III. ОБСУЖДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ
МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 15. Вынесение проектов решений и других вопросов на обсуждение населения

На обсуждение населения выносятся проекты решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов о планах комплексного экономического и социального развития и бюджете, об обеспечении социалистической законности, охране правопорядка и прав граждан, о работе предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, и другие важные вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства на местах.
Вынесение проектов решений местных Советов и их исполнительных комитетов, других важных вопросов на обсуждение населения производится местным Советом или его исполнительным комитетом по их инициативе, а также по предложениям постоянных комиссий Совета, депутатских групп, депутатов, органов общественных организаций, трудовых коллективов, собраний граждан по месту жительства, других органов и организаций, предусмотренных законодательством союзных и автономных республик.
Проекты решений местных Советов и их исполнительных комитетов публикуются в местной печати или доводятся до сведения населения иным способом.

Статья 16. Рассмотрение вопросов, вынесенных на обсуждение населения

Вопросы, вынесенные на обсуждение населения, могут предварительно рассматриваться на сессиях нижестоящих Советов народных депутатов, на заседаниях их исполнительных и распорядительных органов, постоянных комиссий, депутатских групп, на собраниях общественных организаций, трудовых коллективов, граждан по месту жительства, заседаниях органов общественной самодеятельности, обсуждаться в местной печати, по телевидению и радио.
Предложения и замечания органов, организаций и граждан направляются в исполнительный комитет соответствующего Совета и учитываются при доработке проекта решения, а также в практической деятельности. Предложения и замечания, которые по своему содержанию относятся к ведению вышестоящих государственных органов, направляются им для рассмотрения.
Результаты обсуждения докладываются исполнительным комитетом на сессии Совета народных депутатов и доводятся до сведения населения.