ЗАКОН СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(вместе с ОСНОВАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
19июля1973года N4536-VIII
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(в ред. Закона СССР от 27.11.1985 -
Ведомости ВС СССР, 1985, N 48, ст. 918)
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Утвердить Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и ввести их в действие с 1 января 1974 года.
Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и привести законодательство Союза ССР в соответствие с этими Основами.
Статья 3. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.
Статья 4. Признать утратившим силу с 1 января 1974 года Закон СССР от 24 декабря 1958 года "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959, N 1, ст. 5).
ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(в ред. Закона СССР от 27.11.1985 -
Ведомости ВС СССР, 1985, N 48, ст. 918)
Великая Октябрьская социалистическая революция создала политические и социально-экономические условия для развития народного образования, науки и культуры в нашей стране. За короткий исторический период во всех сферах духовной жизни советского общества утвердилась социалистическая идеология. Под руководством Коммунистической партии Советского Союза успешно решается задача формирования нового человека - активного строителя коммунизма. Впервые в истории человечества сложилась подлинно демократическая система народного образования. Последовательно претворяются ленинские идеи о народном образовании и коммунистическом воспитании.
Победа социализма в СССР обеспечила быстрое и всестороннее развитие страны, неуклонный рост материального благосостояния, образовательного и культурного уровня советского народа, позволила создать благоприятные условия для дошкольного воспитания детей, последовательно осуществить всеобщее среднее образование молодежи, широко развить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.
В Советском государстве все граждане имеют реальную возможность получения образования, им предоставляется право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Целью народного образования в СССР в условиях планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития страны является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.
На современном этапе важнейшее значение приобретают повышение качества обучения и воспитания, формирование коммунистического мировоззрения, коренное улучшение подготовки молодого поколения к труду, постепенное введение в стране всеобщего профессионального образования, обеспечение всех участков коммунистического строительства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, постоянное повышение их профессионального уровня. Успешное решение этих больших и ответственных задач призвано способствовать ускорению социально-экономического развития страны на базе научно-технического прогресса, достижению высшего мирового уровня производительности труда, развитию и все более полному удовлетворению духовных потребностей советских людей, совершенствованию социалистических общественных отношений.
Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников - благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое - детей, молодежь.
Значительный вклад в развитие народного образования вносит советская наука, достижения которой широко используются в формировании всесторонне развитого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества.
Советское законодательство о народном образовании призвано активно служить совершенствованию дела народного образования в стране, дальнейшему укреплению социалистической законности в этой области общественных отношений.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи советского законодательства о народном образовании
Законодательство Союза ССР и союзных республик о народном образовании регулирует общественные отношения в области народного образования в целях наиболее полного удовлетворения запросов советских людей и потребностей социалистического общества в образовании и коммунистическом воспитании детей и молодежи как граждан Советского государства, активных строителей коммунизма, формирования всесторонне, гармонично развитой личности, обеспечения народного хозяйства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами.
Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о народном образовании
Законодательство Союза ССР и союзных республик о народном образовании состоит из настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства Союза ССР о народном образовании, законов и иных актов законодательства союзных республик о народном образовании.
Статья 3. Право граждан СССР на образование
Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
В соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик о труде организуются бесплатное профессиональное обучение, повышение трудовой квалификации и переподготовка кадров.
Статья 4. Основные принципы народного образования в СССР
Основными принципами народного образования в СССР являются:
1) равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;
2) всеобщее среднее образование молодежи;
3) профессиональное образование молодежи;
4) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;
5) бесплатность всех видов образования, содержание части детей дошкольного возраста и учащихся на полном государственном обеспечении, предоставление стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатная выдача школьных учебников, оказание различных видов материальной помощи;
6) свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;
7) единство системы народного образования и преемственность образования во всех типах учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим;
8) единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество учебно-воспитательных учреждений, семьи, общественных организаций, трудовых коллективов в воспитании детей и молодежи;
9) связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с общественно полезным, производительным трудом; политехническое, трудовое воспитание и обучение;
10) научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры;
11) гуманистический, высоконравственный характер образования и воспитания;
12) светский характер образования, исключающий влияние религии;
13) совместное обучение лиц обоего пола.
Средние общеобразовательные школы, профессионально-технические, средние специальные, высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения, осуществляя возложенные на них задачи, постоянно совершенствуют качество обучения и воспитания детей и молодежи с учетом требований социально-экономического и научно-технического прогресса.
Статья 5. Система народного образования в СССР
В СССР в соответствии с Конституцией СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Система народного образования в СССР включает:
дошкольное воспитание;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
внешкольное воспитание.
Статья 6. Компетенция Союза ССР в области народного образования
Ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления в области народного образования подлежат:
1) установление общих принципов руководства и системы управления народным образованием в СССР;
2) установление общесоюзных планов развития народного образования и планов подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для народного хозяйства;
3) руководство органами народного образования Союза ССР; управление учебно-воспитательными, научно-исследовательскими и другими учреждениями, организациями и предприятиями союзного подчинения системы народного образования;
4) установление типов учебных заведений и других учреждений народного образования, утверждение положений (уставов) о них, установление возраста приема в учебные заведения, определение сроков обучения в них;
5) организация, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений, а также средних специальных, профессионально-технических учебных заведений, общеобразовательных школ союзного подчинения;
6) установление порядка определения штатов, нормирования и оплаты труда работников учебных заведений и других учреждений народного образования;
7) установление общих принципов учебно-методического руководства всеми учебно-воспитательными учреждениями, утверждение учебных планов и определение порядка утверждения учебных программ;
8) установление общесоюзных планов развития учебно-материальной базы учебных заведений и других учреждений народного образования;
9) установление видов и норм материальной помощи обучающимся и воспитывающимся в учебно-воспитательных учреждениях;
10) государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления;
11) установление единой системы статистического учета и отчетности в области народного образования;
12) решение других вопросов народного образования общесоюзного значения в соответствии с Конституцией СССР, настоящими Основами и другими актами законодательства Союза ССР.
Статья 7. Компетенция союзных республик в области народного образования
Ведению союзной республики в лице ее высших органов государственной власти и управления в области народного образования подлежат:
1) установление республиканских планов развития народного образования и планов подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для народного хозяйства;
2) руководство органами народного образования союзной республики; управление учебно-воспитательными, научно-исследовательскими и другими учреждениями, организациями и предприятиями республиканского подчинения системы народного образования;
3) организация, реорганизация и ликвидация средних специальных, профессионально-технических учебных заведений, общеобразовательных школ республиканского подчинения в порядке, установленном законодательством;
4) осуществление в установленном порядке учебно-методического руководства учебно-воспитательными учреждениями республиканского и местного подчинения;
5) установление республиканских планов развития учебно-материальной базы учреждений народного образования республиканского и местного подчинения;
6) осуществление государственного контроля за деятельностью учебных заведений и других учреждений народного образования на территории союзной республики;
7) решение других вопросов народного образования, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Статья 8. Руководство народным образованием в СССР
Руководство народным образованием в СССР в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик осуществляют высшие органы государственной власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.
Органы государственного управления народным образованием СССР - Министерство просвещения СССР, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, Министерство высшего и среднего специального образования СССР - осуществляют единую государственную политику в области народного образования, в подготовке для народного хозяйства квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Органы государственного управления народным образованием СССР в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Советом Министров СССР, руководят общим средним, профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, дошкольным и внешкольным воспитанием, как правило, через входящие в их системы союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик и управляют непосредственно подчиненными им учебно-воспитательными, научно-исследовательскими и другими учреждениями, организациями и предприятиями.
Другие министерства, государственные комитеты, ведомства, центральные органы кооперативных и иных общественных организаций осуществляют руководство подведомственными им учебно-воспитательными учреждениями.
Органы государственного управления народным образованием СССР разрабатывают общие положения по учебной, воспитательной, методической, научной работе, обязательные для учебно-воспитательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также для министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых эти учебно-воспитательные учреждения находятся, контролируют деятельность учебно-воспитательных учреждений, осуществляют другие полномочия по руководству народным образованием в соответствии с законодательством Союза ССР.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов:
руководят подчиненными им учебно-воспитательными учреждениями, принимают меры к развитию и правильному размещению их сети, укреплению учебно-материальной базы этих учреждений, а также к вводу в действие до начала учебного года зданий учебных заведений, расположенных на территории Советов;
обеспечивают всеобщее среднее образование и переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи; руководят дошкольным и внешкольным воспитанием; оказывают содействие семье в воспитании детей и подростков;
оказывают помощь учебно-воспитательным учреждениям в подборе и расстановке педагогических кадров;
организуют и контролируют: бесплатную выдачу учащимся школьных учебников, бесплатное медицинское обеспечение; общественное питание, а также хозяйственное обеспечение школ, детских дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений;
принимают меры к укреплению связи обучения и воспитания с жизнью, с производством, определяют в установленном порядке профили трудовой подготовки школьников, организуют их трудовое обучение на надлежащей производственной и учебно-материальной базе с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, а также наклонностей и способностей учащихся; организуют общественно полезный, производительный труд учащихся, связанный с обучением и трудовым воспитанием, работу по их профессиональной ориентации;
принимают меры по обеспечению комплектования учащимися средних общеобразовательных школ, средних профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений в соответствии с планами приема в них, контролируют выполнение этих планов; содействуют трудоустройству выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с планами трудоустройства молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные школы, и закреплению кадров молодых рабочих и специалистов;
оказывают помощь в работе средним профессионально-техническим училищам, средним специальным и высшим учебным заведениям, расположенным на территории Советов;
осуществляют другие полномочия по руководству народным образованием в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Статья 9. Подведомственность учебно-воспитательных учреждений
Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Отдельные виды учебно-воспитательных учреждений могут находиться в ведении колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций.
Статья 10. Условия открытия учебно-воспитательных учреждений
Учебно-воспитательные учреждения открываются в установленном порядке с учетом потребности в них и только при наличии соответствующих зданий, учебного и другого необходимого оборудования, обеспеченности педагогическими (инженерно-педагогическими, научно-педагогическими) кадрами.
Статья 11. Руководство учебно-воспитательным учреждением
Руководство учебно-воспитательным учреждением осуществляет соответственно заведующий, директор, ректор, который опирается в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации.
Для обеспечения коллегиального рассмотрения вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы в учебно-воспитательном учреждении образуется педагогический совет (совет высшего учебного заведения) из числа педагогических работников, представителей общественности и представителей трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций.
Общественные организации и трудовой коллектив учебно-воспитательного учреждения принимают участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на совершенствование обучения, воспитания и культурно-бытового обслуживания учащихся и студентов, а также в решении других вопросов деятельности учебно-воспитательного учреждения.
Статья 12. Научные основы народного образования в СССР
Народное образование в СССР развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса, на основе достижений науки, техники, культуры с учетом перспектив их развития. Педагогическая наука осуществляет разработку проблем народного образования во взаимосвязи с другими отраслями науки.
Головным научным учреждением, ведущим и координирующим исследования в области педагогической науки, является Академия педагогических наук СССР, которая выполняет свои задачи во взаимодействии с Академией наук СССР, другими научными, а также учебно-воспитательными учреждениями.
Исследование проблем высшего, среднего специального и профессионально-технического образования осуществляют также соответствующие научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения.
Органы народного образования совместно с научно-исследовательскими учреждениями организуют внедрение достижений науки, техники, культуры в работу учебно-воспитательных учреждений.
Статья 13. Участие предприятий, учреждений, организаций, их трудовых коллективов в развитии народного образования
Государственные предприятия, учреждения, организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские организации, творческие союзы, другие общественные организации, средства массовой информации принимают активное участие в развитии народного образования, а также в профессиональном обучении, повышении квалификации трудящихся, содействуют рабочим, колхозникам и служащим в получении образования, способствуют улучшению идейно-политического, трудового, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания детей и молодежи, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, работе учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций участвуют в развитии народного образования в соответствии с Законом СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", настоящими Основами и другими актами законодательства.
Статья 14. Самообразование граждан
В целях содействия самообразованию граждан, повышению их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня организуются народные университеты, лектории, курсы и другие общественные формы распространения политических и научных знаний.
Органы и учреждения народного образования оказывают помощь в организации самообразования граждан.
Самообразованию граждан содействуют также органы и учреждения культуры, печать, телевидение, радио и другие средства массовой информации.
Раздел II
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Статья 15. Детские дошкольные учреждения
В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказания необходимой помощи семье планомерно развивается сеть детских яслей, детских садов, детских яслей-садов общего и специального назначения и других детских дошкольных учреждений.
Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.
Детские дошкольные учреждения осуществляют свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 16. Задачи дошкольного воспитания
Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе.
Дети в СССР воспитываются в духе миролюбивых устремлений Советской Отчизны и уважения к народам мира.
Статья 17. Педагогическое руководство детскими дошкольными учреждениями, их медицинское обслуживание
Педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы.
Лечебно-профилактическую и санитарно-гигиеническую работу с детьми в детских дошкольных учреждениях осуществляют в установленном порядке Министерство здравоохранения СССР, министерства здравоохранения союзных и автономных республик, их местные органы, а также министерства, государственные комитеты и ведомства, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения.
Обеспечение детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, медицинскими работниками осуществляют соответствующие органы здравоохранения.
Раздел III
ВСЕОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 18. Всеобщее среднее образование
В целях дальнейшего повышения уровня образования, сознательности и культуры населения, подготовки молодежи к жизни, труду и общественной деятельности в СССР повсеместно осуществляется всеобщее среднее образование молодежи в соответствии с потребностями социально-экономического развития и научно-технического прогресса, с учетом перспективы коммунистического строительства. Советское государство создает необходимые условия для всеобщего среднего образования подрастающего поколения.
Всеобщее среднее образование осуществляется в средних общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, в которых на всей территории Союза ССР обеспечиваются строгая преемственность обучения и воспитания, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования. Учебные заведения, их педагогические коллективы несут ответственность за качество обучения и воспитания учащихся.
Получение среднего образования - долг и обязанность каждого молодого гражданина СССР.
Статья 19. Профессиональное образование
В целях последовательного перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи развивается и совершенствуется профессиональное образование в средних профессионально-технических училищах, а также в средних специальных и высших учебных заведениях; в средних общеобразовательных школах проводится на политехнической основе трудовое обучение в сочетании с овладением определенной профессией.
Аттестация и присвоение квалификации лицам, овладевшим профессией (специальностью), проводятся в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Разряды, классы, категории, а также квалификация (специальность), присвоенные лицам, окончившим учебные заведения, обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций.
Статья 20. Язык обучения
Учащимся общеобразовательной школы предоставляется возможность обучаться на родном языке или языке другого народа СССР. Родители или лица, их заменяющие, имеют право выбирать для детей по желанию школу с соответствующим языком обучения. Кроме языка, на котором ведется преподавание, учащиеся по желанию могут изучать язык другого народа СССР.
В учебных заведениях, где преподавание ведется не на русском языке, для изучения, наряду с родным, русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения, создаются необходимые условия, обеспечивающие свободное владение этими языками, единый уровень общеобразовательной подготовки с учетом национальных особенностей населения союзных республик.
В целях более широкого ознакомления с культурой народов мира и расширения возможностей углубления профессиональных знаний в учебных заведениях также осуществляется преподавание иностранных языков.
Раздел IV
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 21. Средние общеобразовательные школы
Средняя общеобразовательная школа является единой, трудовой, политехнической школой, осуществляющей общее среднее образование и коммунистическое воспитание детей и молодежи.
Единство средней общеобразовательной школы обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитательного процесса, единым в своей основе содержанием и единым уровнем общего среднего образования на всей территории Союза ССР при всестороннем учете национальных особенностей населения союзных республик.
Средняя общеобразовательная школа осуществляет трудовое воспитание и обучение учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом.
Политехническое обучение в средней общеобразовательной школе обеспечивается содержанием и организацией всего учебно-воспитательного процесса, ознакомлением учащихся в теории и на практике с основами современного производства.
Обучение и воспитание учащихся средней общеобразовательной школы осуществляются в процессе учебных занятий, общественно полезного, производительного труда, разнообразной внеклассной и внешкольной работы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является урок.
Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Порядок введения обучения с указанного возраста определяется Советом Министров СССР.
В целях подготовки к школе детей, которые будут обучаться не на родном языке, и детей, не воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, в школах в необходимых случаях организуются подготовительные классы в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Средние общеобразовательные школы осуществляют свою деятельность на основе Устава средней общеобразовательной школы, утверждаемого Советом Министров СССР.
Статья 22. Главные задачи средней общеобразовательной школы
Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:
осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;
идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;
трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;
воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;
правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.
Средняя общеобразовательная школа, осуществляя возложенные на нее задачи, обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие учащихся.
Статья 23. Трудовое воспитание и обучение учащихся
Трудовое воспитание и обучение в школе, включающие в себя систематическое участие школьников в общественно полезном, производительном труде, проводятся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, состояния здоровья и при наличии необходимых условий завершаются овладением одной из массовых профессий.
Общественно полезный, производительный труд, организуемый в целях трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, осуществляется в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, мастерских средних профессионально-технических училищ, в учебных цехах и на участках предприятий, а также в ученических производственных бригадах и в иных формах. В этих же целях в период летних каникул школьники могут участвовать на добровольных началах, с согласия родителей, под контролем школы и органов здравоохранения в посильном общественно полезном, производительном труде в народном хозяйстве. Условия и организация общественно полезного, производительного труда учащихся определяются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
За каждой средней и неполной средней общеобразовательной школой закрепляется базовое предприятие, организация. Взаимоотношения общеобразовательных школ и базовых предприятий, организаций регулируются Положением, утверждаемым Советом Министров СССР.
Статья 24. Внеклассная работа в общеобразовательной школе
В общеобразовательной школе в тесной связи со всем учебно-воспитательным процессом, при активном участии комсомольской и пионерской организаций, общественности и родителей проводится во внеучебное время внеклассная работа: организуются факультативные занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов, отраслей знаний, кружки, секции, студии, коллективы художественной самодеятельности, музеи, клубы, а также используются другие формы внеклассной работы. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, учреждения культуры, спорта, профсоюзные и комсомольские организации, добровольные общества, творческие союзы, средства массовой информации содействуют проведению внеклассной работы.
Статья 25. Обеспечение территориальной доступности общеобразовательной школы
Территориальная доступность общеобразовательной школы для учащихся обеспечивается оптимальным школьным районированием, организацией бесплатного проезда учащихся в сельской местности в школу и из школы, благоустроенных интернатов при школах.
В зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1 - 4 классов, неполные средние школы в составе 1 - 9 классов и средние школы в составе 1 - 11(12) классов при сохранении единства и преемственности всех ступеней обучения в средней общеобразовательной школе.
Статья 26. Отдельные виды общеобразовательных школ. Школы-интернаты, интернаты при школах. Детские дома
В целях расширения общественного воспитания, создания более благоприятных условий для всестороннего развития учащихся, а также оказания помощи семье в воспитании детей создаются в установленном порядке при наличии учебно-материальной базы общеобразовательные школы с продленным днем или группами продленного дня, школы и классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, отраслей знаний, видов искусства и спорта, школы - детские сады, общеобразовательные школы-интернаты, интернаты при школах.
Дети-сироты, дети и подростки, лишившиеся попечения родителей, воспитываются в организуемых для них детских домах и общеобразовательных школах-интернатах и содержатся на полном государственном обеспечении.
Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, организуются общеобразовательные оздоровительные санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты, санаторные детские дома. С такими детьми и подростками учебные занятия проводятся также в больницах, санаториях и на дому.
Для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразовательной школе, а также нуждающихся в особых условиях воспитания, организуются специальные общеобразовательные школы, школы-интернаты и детские дома, которые обеспечивают обучение, воспитание, лечение этих детей и подростков и подготовку их к общественно полезному труду.
Статья 27. Средние общеобразовательные школы для работающей молодежи
Для лиц, работающих в народном хозяйстве и не имеющих среднего образования, организуются средние общеобразовательные вечерние (сменные) и заочные школы, а также применяется экстернатная форма получения общего среднего образования.
Предприятия, учреждения и организации, их трудовые коллективы, общественные организации обязаны содействовать вовлечению работающей молодежи в вечерние (сменные) и заочные школы, создавать необходимые условия для нормальной деятельности этих школ и занятий учащихся, для совмещения работы с обучением.
Статья 28. Свидетельство о неполном среднем образовании
Лицам, окончившим неполную среднюю общеобразовательную школу, выдается свидетельство о неполном среднем образовании, а добившимся больших успехов в учебе при примерном поведении - свидетельство с отличием.
Свидетельство о неполном среднем образовании дает право на продолжение обучения в средней общеобразовательной школе, на поступление в среднее профессионально-техническое училище или в среднее специальное учебное заведение.
Статья 29. Аттестат об общем среднем образовании и свидетельство о присвоении квалификации по профессии
Лицам, окончившим среднюю общеобразовательную школу, выдается аттестат об общем среднем образовании, а овладевшим в период обучения в школе определенной профессией выдается также в установленном порядке свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
Статья 30. Награждение золотыми и серебряными медалями и похвальными грамотами лиц, окончивших среднюю общеобразовательную школу
Лица, окончившие среднюю общеобразовательную школу и достигшие особых успехов в учении и труде при примерном поведении, награждаются золотыми и серебряными медалями, а достигшие особых успехов в изучении отдельных предметов - похвальными грамотами.
Положение о золотой и серебряной медалях утверждается Советом Министров СССР, а Положение о похвальной грамоте - Министерством просвещения СССР.
Раздел V
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 31. Средние профессионально-технические училища
Профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
В средних профессионально-технических училищах обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных рабочих кадров на всей территории Союза ССР.
В средних профессионально-технических училищах с учетом уровня образования и трудовой подготовки учащихся, сложности получаемых ими профессий устанавливаются дифференцированные сроки обучения, организуются соответствующие отделения и группы.
Обучение в средних профессионально-технических училищах осуществляется по дневной и вечерней формам.
Средние профессионально-технические училища осуществляют свою деятельность на основе Положения о среднем профессионально-техническом училище, утверждаемого Советом Министров СССР.
Статья 32. Главные задачи средних профессионально-технических училищ
Главными задачами средних профессионально-технических училищ являются:
подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;
осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;
идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;
воспитание будущих молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;
воспитание бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;
правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.
Средние профессионально-технические училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся.
Статья 33. Внеучебная работа в средних профессионально-технических училищах
В средних профессионально-технических училищах организуются факультативные занятия, создаются первичные организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и других добровольных обществ, кружки, секции, студии, музеи, коллективы художественной самодеятельности, клубы, а также используются иные формы внеучебной работы. Комсомольские, профсоюзные организации, творческие союзы и другие общественные организации, трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, учреждения культуры, спорта, средства массовой информации активно участвуют во внеучебной работе, проводимой в средних профессионально-технических училищах, в общежитиях учащихся.
Статья 34. Взаимоотношения средних профессионально-технических училищ с базовыми предприятиями
Средние профессионально-технические училища специализируются на подготовке квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства и создаются в установленном порядке на базе предприятий, объединений, организаций; средние профессионально-технические училища могут проводить свою работу также на базе соответствующих учреждений.
Взаимоотношения средних профессионально-технических училищ и базовых предприятий, объединений, организаций регулируются Положением, утверждаемым Советом Министров СССР.
Статья 35. Право на поступление в средние профессионально-технические училища
Правом на поступление в средние профессионально-технические училища пользуются граждане СССР, имеющие неполное среднее или общее среднее образование.
Прием в средние профессионально-технические училища производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
Статья 36. Производственная практика учащихся средних профессионально-технических училищ
Производственная практика учащихся средних профессионально-технических училищ является важной составной частью профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Производственная практика проводится на передовых предприятиях, в объединениях, организациях, в цехах, на участках и рабочих местах, оснащенных современной техникой, с прогрессивной технологией и высоким уровнем организации труда.
Производственная практика осуществляется в соответствии с Положением о производственной практике учащихся средних профессионально-технических училищ, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
Статья 37. Присвоение квалификации, выдача диплома и аттестата
Лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - диплом с отличием.
Лицам, не получавшим по каким-либо причинам общего среднего образования в средних профессионально-технических училищах или до поступления в них, выдается аттестат о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - аттестат с отличием.
Статья 38. Профессионально-техническое образование работающей молодежи. Профессиональное обучение на производстве
Профессионально-техническое образование лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую рабочую профессию или повысить квалификацию, и молодежи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, но не имеющей профессии, осуществляется в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения.
Профессиональное обучение лиц, указанных в части первой настоящей статьи, проводится на курсах, в учебно-курсовых комбинатах и в других формах профессионального обучения рабочих на производстве, а также может организовываться на базе средних профессионально-технических училищ. Лицам, прошедшим профессиональное обучение на производстве и сдавшим квалификационные экзамены, выдается в установленном порядке свидетельство единой формы о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением.
Раздел VI
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 39. Средние специальные учебные заведения
Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
В средних специальных учебных заведениях на всей территории Союза ССР обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных специалистов со средним специальным образованием.
Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.
В средних специальных учебных заведениях с учетом уровня образования и сложности получаемой специальности устанавливаются дифференцированные сроки обучения. Для лиц, окончивших средние профессионально-технические училища по профессии, соответствующей специальности, избранной для обучения в среднем специальном учебном заведении, могут устанавливаться сокращенные сроки обучения.
Средние специальные учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о средних специальных учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым средним специальным учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится среднее специальное учебное заведение.
Статья 40. Главные задачи средних специальных учебных заведений
Главными задачами средних специальных учебных заведений являются:
подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, имеющих глубокие и прочные знания основ наук, современное экономическое мышление, необходимые теоретическую подготовку и практические навыки по специальности, способных участвовать в создании и применении новой техники и технологии, умеющих работать с электронно-вычислительной техникой, владеющих навыками управления первичными звеньями производства и проведения общественно-политической и воспитательной работы;
осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;
идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;
воспитание высоких нравственных качеств, ответственности, организованности, дисциплины, творческого отношения к труду, гуманизма, товарищества и коллективизма, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, памятникам истории и культуры; экологическое воспитание;
правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.
Средние специальные учебные заведения, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся.
Статья 41. Внеучебная работа в средних специальных учебных заведениях
В средних специальных учебных заведениях организуются факультативные занятия, создаются первичные организации добровольных обществ, кружки, секции, студии, музеи, коллективы художественной самодеятельности, клубы, а также используются иные формы внеучебной работы. Комсомольские, профсоюзные организации, творческие союзы и другие общественные организации, трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, учреждения культуры, спорта, средства массовой информации активно участвуют во внеучебной работе.
Статья 42. Право на поступление в средние специальные учебные заведения
Правом на поступление в средние специальные учебные заведения пользуются граждане СССР, имеющие неполное среднее или среднее образование.
Прием в средние специальные учебные заведения производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Статья 43. Практика учащихся средних специальных учебных заведений
Практика учащихся средних специальных учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Во время практики учащиеся получают навыки работы в качестве специалистов, а по техническим, сельскохозяйственным и другим специальностям, кроме того, - одну из рабочих профессий, квалификация (разряд, класс, категория) по которой присваивается в установленном порядке.
Практика осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся средних специальных учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Статья 44. Присвоение квалификации и выдача диплома
Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного образца.
Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, добившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в общественной работе, выдается диплом с отличием.
Раздел VII
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 45. Высшие учебные заведения
Высшее образование осуществляется в университетах, институтах, академиях, заводах-втузах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям.
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.
В высших учебных заведениях могут устанавливаться сокращенные сроки обучения для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения по специальности, соответствующей специальности, избранной для обучения в высшем учебном заведении.
Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым высшим учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное заведение.
Статья 46. Главные задачи высших учебных заведений
Главными задачами высших учебных заведений являются:
подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, владеющих марксистско-ленинской теорией, имеющих глубокие и прочные теоретические знания, практические навыки по специальности, современное экономическое мышление, способных использовать достижения научно-технической революции, участвовать в разработке и осуществлении мер по ускорению социально-экономического и научно-технического прогресса, вести организационно-управленческую, общественно-политическую и воспитательную работу;
воспитание студентов идейно убежденными, активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистами, патриотами и интернационалистами, готовыми к защите социалистического Отечества;
воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;
правовое воспитание, формирование сознательного отношения к общественному долгу, правам и обязанностям граждан СССР;
формирование высоких эстетических вкусов;
физическое воспитание, укрепление здоровья студентов;
обеспечение всестороннего, гармоничного развития студентов;
выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, активное участие во внедрении в практику результатов этих работ;
подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров;
повышение квалификации педагогических работников и других специалистов народного хозяйства с высшим образованием;
создание учебников и учебных пособий.
Статья 47. Право на поступление в высшие учебные заведения
Правом на поступление в высшие учебные заведения пользуются граждане СССР, имеющие среднее образование, независимо от типа учебного заведения, в котором оно получено.
Прием в высшие учебные заведения производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим в высшие учебные заведения, должны соответствовать содержанию и уровню общего среднего образования, осуществляемого в учебных заведениях.
Статья 48. Практика студентов и стажировка выпускников высших учебных заведений
Практика студентов высших учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений.
Статья 49. Присвоение квалификации и выдача диплома
Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного образца.
Лицам, окончившим высшие учебные заведения, добившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.
Статья 50. Повышение квалификации специалистов народного хозяйства
Повышение квалификации специалистов народного хозяйства осуществляется на плановой основе в институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при министерствах и ведомствах, передовых предприятиях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в других учреждениях и организациях в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Общее методическое руководство повышением квалификации специалистов народного хозяйства осуществляет Министерство высшего и среднего специального образования СССР.
Переподготовка кадров специалистов народного хозяйства с высшим образованием по новым перспективным направлениям науки и техники проводится на создаваемых в этих целях Министерством высшего и среднего специального образования СССР факультетах при высших учебных заведениях.
Раздел VIII
ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Статья 51. Внешкольная воспитательная работа
В целях коммунистического воспитания, развития разносторонних интересов и способностей, привития навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитания самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях, интереса к науке, технике, искусству, литературе, военно-патриотического воспитания, организации разумного досуга и отдыха, укрепления здоровья детей и молодежи в СССР создана и развивается сеть широкодоступных внешкольных учреждений, а также проводится воспитательная работа по месту жительства.
Внешкольная воспитательная работа осуществляется внешкольными учреждениями совместно с общеобразовательными школами, средними специальными, профессионально-техническими учебными заведениями, семьей. В проведении внешкольной воспитательной работы участвуют государственные предприятия, учреждения, организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские организации, творческие союзы, другие общественные организации, средства массовой информации.
Статья 52. Внешкольные учреждения
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения.
В целях широкого охвата детей и молодежи воспитательной работой по месту жительства развивается сеть детских и подростковых клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных секций и применяются другие формы внешкольного воспитания.
Номенклатура внешкольных учреждений утверждается в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Порядок организации работы и материального обеспечения детских и подростковых клубов по месту жительства определяется Советами Министров союзных республик.
Для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства создаются в установленном порядке музыкальные, художественные и другие школы.
Статья 53. Организация работы по внешкольному воспитанию
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов осуществляют руководство внешкольным воспитанием, координируют работу внешкольных учреждений независимо от их подчиненности, совершенствуют деятельность школы как центра воспитательной работы с учащимися в микрорайоне; принимают меры к развитию материально-технической базы внешкольного воспитания, к созданию в каждом районе, городе комплекса внешкольных учреждений с различными направлениями деятельности, к организации по месту жительства игровых и спортивных площадок; выделяют в жилых массивах помещения для работы с детьми и молодежью и обеспечивают их оборудованием. Такие помещения предусматриваются при проектировании и застройке жилых кварталов.
Клубы, дворцы, дома культуры, стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы и спортивные площадки, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, предоставляются в установленном порядке учащимся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений в бесплатное пользование.
Раздел IX
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Статья 54. Права учащихся и студентов
В соответствии с Конституцией СССР учащимся и студентам обеспечивается бесплатное образование всех видов.
В целях создания наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания учащимся и студентам законодательством Союза ССР и союзных республик предоставляются соответствующие права и льготы.
Учащиеся и студенты имеют право пользоваться бесплатно учебными кабинетами и лабораториями, аудиториями, библиотеками и читальными залами, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, клубами, домами культуры, иными культурно-бытовыми объектами учебно-воспитательных учреждений, спортивными базами и сооружениями, спортивным инвентарем и другим оборудованием учебных заведений.
Учащиеся и студенты в установленном порядке обеспечиваются стипендиями, пособиями, общежитиями, интернатами, медицинской помощью в учебных заведениях, пользуются правом на льготный или бесплатный проезд на транспорте и другими видами материальной помощи. Обучающиеся без отрыва от производства имеют право на дополнительные отпуска по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы.
При организации производственного обучения и практики, общественно полезного, производительного труда учащихся и студентов им обеспечиваются здоровые и безопасные условия труда.
Учащиеся и студенты через свои общественные организации участвуют в обсуждении, а в установленном порядке и в принятии решений по вопросам совершенствования учебного процесса, идейно-воспитательной работы, организации общественно полезного, производительного труда и научно-исследовательской деятельности, успеваемости, дисциплины, назначения стипендий и другим вопросам, связанным с учебой, трудом, культурой поведения, бытом и отдыхом учащихся и студентов.
Лица, окончившие средние профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения, обеспечиваются работой в соответствии с полученной профессией (специальностью) и квалификацией. Лицам, окончившим средние общеобразовательные школы, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов оказывают содействие в трудоустройстве.
Статья 55. Обязанности учащихся и студентов
Долг и обязанность учащихся и студентов - быть достойными гражданами социалистической Родины, знать и соблюдать Конституцию СССР, уважать Герб, Флаг и Гимн СССР, последовательно вырабатывать коммунистические убеждения и умение отстаивать их, быть верными революционным, трудовым и боевым традициям Коммунистической партии и советского народа, воспитывать в себе чувство товарищества и коллективизма, активно участвовать в общественной жизни.
Учащиеся и студенты обязаны:
систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, развивать свои способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно-воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
беречь и укреплять социалистическую собственность, беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
укреплять здоровье, заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.
Раздел X
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 56. Занятие педагогической деятельностью
К работе в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, иных учебно-воспитательных учреждениях в качестве воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогических (инженерно-педагогических, научно-педагогических) работников допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку.
В целях совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы и повышения ответственности за порученное дело систематически проводится аттестация педагогических работников детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и других учебно-воспитательных учреждений. Перечень категорий педагогических работников, подлежащих аттестации, устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Вакантные должности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений замещаются по конкурсу в установленном порядке на определенный срок с последующим переизбранием лиц, занимающих эти должности.
Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, в случае обнаружившегося несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих выполнению педагогических и воспитательных функций, а также в случае совершения аморального проступка, не совместимого с продолжением педагогической деятельности, освобождаются от педагогической работы в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик о труде.
Статья 57. Подготовка педагогических кадров
Подготовка педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений осуществляется в университетах, институтах, других высших учебных заведениях, а по отдельным специальностям - в средних специальных учебных заведениях.
Подготовка педагогических кадров призвана обеспечить потребности учебно-воспитательных учреждений в педагогических работниках с высоким идейным и профессиональным уровнем, с чувством высокого гражданского долга, нравственной чистотой, обладающих широкой эрудицией и культурой, способных быть примером для детей и молодежи, готовых решать задачи, стоящие перед народным образованием в условиях совершенствования социализма, ускорения научно-технического прогресса.
Статья 58. Подготовка научно-педагогических и научных кадров
Основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров является аспирантура, организуемая при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
В аспирантуру принимаются граждане СССР, имеющие высшее образование.
Положение об аспирантуре утверждается в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Статья 59. Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников
Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников осуществляются в институтах усовершенствования учителей, институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при передовых предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях, а также в других учреждениях и организациях.
Подготовка руководящих педагогических кадров для общеобразовательных школ, средних профессионально-технических училищ и других учебно-воспитательных учреждений осуществляется из числа лиц с высшим образованием и опытом педагогической работы.
Организация работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников, подготовке и повышению квалификации руководящих педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений возлагается на соответствующие органы государственного управления народным образованием СССР, а также на министерства, государственные комитеты, ведомства, в подчинении которых находятся учебно-воспитательные учреждения.
Статья 60. Профессиональные права и обязанности педагогических работников
Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются настоящими Основами, другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик, положениями о соответствующих учебно-воспитательных учреждениях, уставами, правилами внутреннего (внутреннего трудового) распорядка, другими положениями и правилами, действующими в указанных учреждениях.
Профессиональные права, честь и достоинство учителей и других педагогических работников охраняются законом.
Государственные органы, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, а также граждане оказывают всемерное содействие повышению роли, авторитета и престижа учителей и других педагогических работников.
Статья 61. Льготы и преимущества для работников народного образования
В соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик работники народного образования пользуются удлиненными отпусками, оплачиваемыми за счет государства, бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), преимуществами в предоставлении жилой площади, пенсионном обеспечении и другими льготами и преимуществами.
Статья 62. Обеспечение условий для выполнения педагогическими и другими работниками народного образования профессиональных обязанностей
Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, органы и учреждения народного образования, министерства, государственные комитеты и ведомства обеспечивают создание педагогическим и другим работникам народного образования необходимых условий для успешной работы и систематического повышения квалификации, предоставление установленных законом льгот и преимуществ; принимают меры по закреплению педагогических кадров; проявляют постоянную заботу о правильном использовании их труда и рабочего времени, не допуская отвлечения этих лиц от исполнения прямых обязанностей, об улучшении условий труда и быта, медицинском обеспечении, санаторно-курортном лечении и отдыхе.
Статья 63. Поощрения работников народного образования за особые заслуги
За особые заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, в подготовке рабочих кадров и специалистов работники народного образования представляются в установленном порядке:
к награждению орденами и медалями СССР;
к присвоению почетных званий Союза ССР и почетных званий союзных республик;
к награждению именными медалями, медалями и знаками отличия, установленными для работников народного образования законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел XI
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ,
ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ, ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
Статья 64. Права родителей и лиц, их заменяющих
Родители и лица, их заменяющие, имеют право:
определять в установленном порядке детей на воспитание и обучение в детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения;
принимать участие в обсуждении вопросов обучения и воспитания детей, в проведении внеклассной (внеучебной), внешкольной воспитательной, оздоровительной работы в учебно-воспитательных учреждениях, где обучаются и воспитываются их дети;
избирать и быть избранными в родительские комитеты, советы и другие органы общественной самодеятельности при учебно-воспитательных учреждениях.
Статья 65. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих
В соответствии с Конституцией СССР граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.
Родители и лица, их заменяющие, обязаны:
воспитывать детей в духе высокой коммунистической нравственности, любви к Родине, гуманизма, товарищества, коллективизма, уважения к старшим, бережного отношения к социалистической собственности, природе; приучать к порядку, дисциплине, организованности, соблюдению советских законов и правил социалистического общежития; прививать детям правила личной гигиены, трудовые навыки, подготавливать к общественно полезной деятельности; заботиться об их эстетическом и физическом развитии, укреплении здоровья;
определять детей в общеобразовательную школу по достижении ими школьного возраста, обеспечивать посещение учебных заведений учащимися, не допускать пропусков ими занятий без уважительных причин;
создавать необходимые условия для своевременного получения детьми общего среднего и профессионального образования, способствовать их участию в общественно полезном, производительном труде.
Воспитание детей в семье органически сочетается с их воспитанием в школах и других учебных заведениях, дошкольных и внешкольных учреждениях и осуществляется при активной помощи профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Трудовые коллективы участвуют в создании условий, способствующих укреплению семьи, улучшению воспитания детей, помогают родителям и лицам, их заменяющим, в этом деле.
Статья 66. Распространение педагогических знаний среди населения
Органы и учреждения народного образования совместно с органами и учреждениями науки и культуры, педагогическими обществами, другими общественными организациями при содействии средств массовой информации обеспечивают распространение педагогических знаний среди населения, оказывают педагогическую помощь в воспитании детей родителям и лицам, их заменяющим.
Раздел XII
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЙ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 67. Здания учебно-воспитательных учреждений
Здания учебно-воспитательных учреждений сооружаются по проектам, утверждаемым в установленном порядке, и используются только по прямому назначению.
Статья 68. Развитие учебно-материальной базы учреждений народного образования
Развитие и укрепление учебно-материальной базы учреждений народного образования осуществляются за счет средств государственного бюджета, а также капитальных вложений, предусматриваемых в планах экономического и социального развития.
Государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации в установленном порядке принимают участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учебно-воспитательных учреждений, в строительстве, ремонте, оборудовании учебных зданий, общежитий и других сооружений и помещений учебно-воспитательных учреждений.
Раздел XIII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 69. Ответственность за нарушение законодательства о народном образовании
Должностные лица и граждане, допустившие нарушение законодательства об осуществлении всеобщего среднего образования молодежи, об отделении школы от церкви или другие нарушения законодательства в области народного образования, несут ответственность, установленную законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел XIV
ПРАВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 70. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в СССР
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории СССР, имеют право на получение образования в СССР наравне с советскими гражданами в соответствии с порядком, установленным законодательством Союза ССР.
Статья 71. Международные договоры
Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР о народном образовании, то применяются правила международного договора.
Такой же порядок применяется в отношении законодательства о народном образовании союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о народном образовании этой республики.
|
|