ЗАКОН СССР от 31.08.1991 N 2377-1
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПОЛНОМОЧИЯХ И ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР"
31августа1991года N2377-1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПОЛНОМОЧИЯХ И ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН И
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР
Верховный Совет СССР постановляет:
Статья 1. Образовать в соответствии со статьей 120 Конституции СССР парламентскую Комиссию Верховного Совета СССР по расследованию причин и обстоятельств состоявшегося 18 - 21 августа 1991 года государственного переворота.
Статья 2. Народные депутаты СССР, избранные в состав Комиссии, на время ее работы освобождаются от выполнения иных обязанностей с сохранением заработной платы.
Статья 3. Основной целью Комиссии является расследование и анализ обстоятельств совершения государственного переворота, произошедшего в СССР 18 - 21 августа 1991 года, и политическая оценка этого события.
Статья 4. Задачи Комиссии:
расследование причин и целей организации государственного переворота, определение союзных государственных структур и должностных лиц, участвовавших в нем;
установление роли общесоюзных общественных организаций, их органов и должностных лиц в подготовке и проведении государственного переворота;
выявление недостатков действующего законодательства, затруднявших предотвращение и пресечение переворота, выработка предложений по устранению этих недостатков.
Статья 5. Комиссии по итогам расследования представить до 1 декабря 1991 года доклад Верховному Совету СССР.
Статья 6. Комиссия имеет право:
вызывать для дачи объяснений должностных лиц государственных органов и общественных организаций, приглашать граждан, в том числе народных депутатов. Объяснения этих лиц заслушиваются членами Комиссии и протоколируются;
знакомиться с любыми материалами правоохранительных органов, ведущих расследование обстоятельств, в связи с которыми образована Комиссия;
знакомиться с любыми документами и иными материалами государственных органов и общественных организаций, снимать с них копии, а также временно, на срок не более суток, изымать эти документы, если, по мнению Комиссии, они могут быть использованы для решения поставленных перед нею задач; об изъятии документов составляется акт;
ставить вопрос перед соответствующими органами в соответствии с законом о временном отстранении от исполнения служебных обязанностей должностных лиц государственных органов СССР и общесоюзных общественных организаций, в отношении которых есть доказательства того, что они своими действиями или бездействием препятствуют объективному проведению расследования;
посещать вместе с экспертами, имеющими соответствующий допуск, любые объекты независимо от режима их секретности и знакомиться с документами и другими материалами независимо от степени их секретности в соответствии с Правилами обращения народных депутатов СССР с секретной информацией;
привлекать к своей работе в качестве экспертов представителей государственных органов, общественных объединений, ученых и специалистов. На основании решения Комиссии о привлечении к участию в работе этих лиц руководители соответствующих предприятий, учреждений и организаций незамедлительно (в течение одного дня) издают приказ об откомандировании их в распоряжение Комиссии.
Все расходы, связанные с привлечением экспертов и специалистов, возмещаются из бюджета Верховного Совета СССР.
Статья 7. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией СССР и законами СССР, конституциями и законами республик, указами Президента СССР и президентов республик, а также настоящим Законом.
Статья 8. Заседания Комиссии правомочны, если на них присутствуют не менее половины состава Комиссии.
Решения принимаются большинством голосов от списочного состава Комиссии.
Статья 9. Подкомиссии, если таковые будут образованы из состава Комиссии, ведут расследование в своей области и представляют свои предложения Комиссии.
Статья 10. Председатель Комиссии организует работу Комиссии и ведет ее заседания, а также координирует работу подкомиссий.
Статья 11. Заседания Комиссии являются закрытыми или, по ее решению, - открытыми.
Информация о работе Комиссии дается ее Председателем или уполномоченным по решению Комиссии лицом.
Статья 12. Комиссия обеспечивает предотвращение утечки секретной или конфиденциальной информации, полученной в ходе ее работы.
Статья 13. Комиссия заканчивает свою деятельность представлением доклада Верховному Совету СССР.
Член Комиссии, имеющий особое мнение, вправе доложить его Верховному Совету СССР.
Содержащиеся в докладе выводы и предложения подлежат рассмотрению на сессии Верховного Совета СССР, и принятые по ним Верховным Советом СССР решения обязательны для государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, которым они адресованы.
Статья 14. Материалы Комиссии, свидетельствующие о наличии в деянии того или иного должностного лица признаков преступления, передаются в органы прокуратуры.
Статья 15. Должностные лица государственных органов и общественных организаций обязаны выполнять указания Комиссии и ее членов и содействовать работе Комиссии.
Комиссия вправе в соответствии с законами Союза ССР и республик ставить вопрос о привлечении в установленном законодательством порядке к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности должностных лиц за отказ от дачи объяснений, непредоставление, уничтожение, фальсификацию документов и иных материалов, дачу ложных показаний либо воспрепятствование работе Комиссии в иной форме.
Статья 16. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
31 августа 1991 года
N 2377-1
|
|